среда, 18 декабря 2013 г.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА.
ЧЕЙ ПАМЯТНИК?(ПРОДОЛЖЕНИЕ. Начало см. ниже)

В селе В-Суксун недалеко от здания магазина находится плита-памятник. На нем ни имен, ни фамилий.   Какое же событие поставило его в этом селе, стоящем на Сибирском такте, Около здания бывшего волостного правления?


Летом 1918 года в наши края прибыли продовольственные отряды. Один из них в количестве 12 человек был отправлен в с. Советная изымать излишки хлеба у населения для голодающих. Это были Саранинские красногвардейцы. Уже в июне месяце 1918 года в Советной был организован комитет бедноты, председателем которого был Шадрин Роман. Комитет взял в свои руки всю полноту власти. Богатые мужики не хотели добровольно отдавать продовольствие советской власти, и начали прятать хлеб.

Продотряд, совместно с комитетом бедноты, приступили к описи, конфискации излишков хлеба, скота и отправляли все в города. Комитет бедноты приступил к переделу земли, в первую очередь землю отбирали у кулаков и богатых мужиков и отдавали её бедноте. Советинские жители почувствовали, что большевики пришли к власти всерьез и надолго, забеспокоились не на шутку. Местные советенские кулаки по примеру суксунских повстанцев сплотились против новой власти. Пылая ненавистью разъяренные кулаки направилась к дому Лёвиных, где квартировали красногвардейцы.
Продотрядники были молодые ребята, они даже не подозревали, что эти с виду ничем не приметные люди идут их убивать. Они были молоды и не думали, на что способны кулаки-собственники, они даже не пытались взяться за оружие. Их быстро схватили, вытащили на улицу, и стали зверски избивать, чем попало. Озверевшая толпа кричала: «Бей их! Убить их сволочей! Будут знать, как отбирать наш хлеб!». Очевидцы рассказывали:
«…Собралась толпа мужиков, женщин, из бедноты, они были против этой расправы – продотрядники им ничего плохого не сделали, а наоборот многим из них оказывали помощь. Кулаки старались натравить крестьян на продотрядников, говорили им, что и у них все последнее заберут. Несколько продотрядников бросились бежать, Чесноков (Васька Долгий), догнал одного у дома Лазуниных и тут же размозжил ему голову. Через полчаса часть красногвардейцев были растерзаны – убиты, их тела лежали посреди дороги в пыли, с изуродованными лицами, пробитыми черепами. Некоторые крестьяне пытались высказать свое мнение: «Зачем поубивали невинных людей, ведь их послали?», но их тотчас пристращали. Живых остальных красногвардейцев повели в Суксун, по дороге их стали избивать опалихинские кулаки. Живым остался командир этого отряда, который в это время отсутствовал, за ним послали погоню, но он сумел уехать на лошади в сторону Кунгура».
 Такие крестьянские восстания прокатились по всей территории Прикамья. И везде их причиной явились произвол продотрядниокв и мобилизация.
Тела убитых красногвардейцев сбросили в шахты на Вышинской горе. Очевидцы рассказывали, что на Вышинской горе убили и сбросили в шахты четырех красногвардейцев и милиционеров В-Суксуна Медведева и Потемкина. Вскоре восстание везде было подавлено красными частями. Из Кунгура в наши края был направлен красный отряд Звонарского.
Красногвардейские отряды и части Красной армии достаточно быстро подавили восстания плохо вооруженных крестьян и жителей завода Суксун. Отряд Звонарского представлял собой усиленный батальон. Он имел пушку и лафетный пулемет «Максим», эскадрон кавалерии и отряд похода с винтовками около 200 чел. В последствии в него записывались многие из местных людей. В итоге был сформирован 1-й Кунгурский полк в 3-х батальонном составе. (В последствии он вошел в 30 стрелковую дивизию Блюхера). Командир красного отряда тов. Звонарский перед жителями В-Суксуна вступил с речью и призывом: «Граждане, вас спровоцировали бывшие торговцы, кулаки, попы на контрреволюционное восстание против советской власти, т.е. вашей родной власти, за которую ваши сыновья солдаты боролись вместе с рабочими на баррикадах…….
Не верьте этой своре, вступайте добровольно в ряды Красной Армии, крепите оборону нашей Родины! Будьте бдительны! Да здравствует советская власть!».
Комбаты и командиры 1-го Красноуфимского полка. (В центре в первом ряду лежит первый орденоносец ордена "Боевое Красное знамя"Суксунского района Хлызов П.А.

Надо отметить, что не во всех близлежащих к Суксуну населенных пунктах происходили такие восстания. К примеру, в с. Сабарка летом 1918 года не было никаких кровопролитных выступлений. А вот в Агафонковской волости, среди татар и марийцев в 1918 году тоже вспыхнуло крестьянское восстание и привело к тому , что вплоть до середины 1920-х годов в тех краях действовали «зеленые» братья и сильно беспокоили советских работников.
На фронтах сгущались тучи, начиналось противостояние старой и новой России. Это даже находилось свое отражение даже в фольклоре:
Оседлаем мы коней 
И поедем в горы,
Разобьем офицерье
Колчаку на горе.

Я на бочке сижу,
А под бочкой - каша,
Ты не думай, Колчак,
Что Расея ваша!

Ну а в белом лагере слагали такие:

Сидит Ленин на заборе,
Держит серп и молоток,
А его подруга Троцкий
Чешет с фронта без порток.

Ленин Троцковму сказал:
«Пойдем, товарищ, на базар,
Купим лошадь карюю,
Накормим пролетарию».


Через два дня, как красные заняли В-Суксун, был собран волостной съезд. На нем выбрали новый состав волисполкома. Председателем был выбран Хлызов Алексей Онисифорович. И решением исполкома было предложено немедленно выкопать могилу на площади около волисполкома и расстрелянные Саранинских красногвардейцев и В-Суксунских милиционеров похоронить в общей могиле.
Но вскоре, в декабре 1918 года началось отступление красных войск из наших мест. Противостоять регулярным частям чехословаков и казаков рабочие отряды и части Красной армии не могли. В спешке красные покинули Суксун, по пути расстреляв мирных жителей, солдат старой армии, «контрреволюционеров» в том числе священника Суксунской Вознесенской церкви о. Антония Попова. 19 декабря 1918 года пришли белые. И вновь пролилась в отмщение кровь.
Каменный Лог.
Место убийства красными войсками жителей Суксуна и о. Антония Попова.

Священник Вознесенской церкви о. Антоний Попов.

14 января 1919 года в В-Суксуне вновь состоялся волостной сход, из реакционной части волости. На этом сходе решили выкопать похороненных у волисполкома и перезахоронить их на В-Суксунской горе, выше кладбища, так как они не достойными быть похоронены на общем кладбище. Их перевезли в гробах, и вывалили из гробов в общую яму. Ненависть настолько была сильна и ослепляла людей. На «раскопку» собралось очень много народа, кто жалел людей, кто ехидничал, как некий портной Дьяков Андрей Иванович. Он обратился к собравшемуся народу с шуточкой: «Вы что тут собрались? Думаете, что мы на ярмарке, в Нижнем Тагиле? Да нет! Мы на красногвардейской могиле!».
Как же звали тех Саранинских красногвардейцев? Их имена не все остались известны. Из погибших старшим в отряде был Тетеревков Еремей Петрович, далее Торопов Петр Иванович, Крутиков Савелий Тимофеевич, Трифонов Феоктист Гурьянович, Горбунов Захар Иванович, Печалин Петр Петрович. Остальные имена не известны.
Но с ними были захоронены в В-Суксунскую могилу убитые в бою на Песчаной горе красноуфимцы Устелемов Федор Васильевич-командир взвода 5 роты и Меньшиков Иван, красногвардеец 5 роты.
Фамилии назвали ветераны гражданской войны - Е.И. Боталов, С.П. Григорьев, М.И. Трифонов, В.Ф. Воронкин, П.А. Хлызов, В.В. Шавкунов.
Так уже в 1920 году в В-Суксуне появился памятник жертвам гражданской войны.

ЭМИГРАНТЫ

Гражданская война - великая трагедия в истории Прикамья и Суксунского района. Эта борьба приняла самые крайние формы, неся с собой взаимную жестокость, террор. Большевики твердо отстаивали завоевания Октябрьской революции. У них был руководящий и направляющий лидер-Ленин. А их противники преследовали самые разные цели - от «единой и неделимой» до монархической России и до России советской, НО БЕЗ КОММУНИСТОВ. Белый лагерь был не однороден. Здесь были монархисты и либерал - республиканцы, сторонники Учредительного собрания и сторонники военной диктатуры. Но из-за политических разногласий у белых не было общепризнанного лидера. Ведущие политические деятели не находили общего языка с офицерами. Главная слабость белых была не в военной, а в политической области.
О партиях Пермский архиепископ Андроник, убитый большевиками в 1918 г. предупреждал русский народ: «Нужно отгребаться от всяких партий и народ сохранять, чуждый партийности…..где партийность - там несогласие, там борьба там порядка не ждать и целое должно распасться... Все партии изведут веру в твоей земле». А разве не так все в дальнейшем произошло?
Крестьяне не хотели воевать ни за белых, ни за красных, считая разыгравшуюся войну партийной войной, чуждой для них. И многие выбирали их двух зол - одно. И выходило так, что ушедших (пусть даже по принудительной мобилизации) в сторону белых - расстреливали красные, ушедших к красным - расстреливали белые. Но обычный крестьянин лишь понимал одно: нет царя- оплота России, грядет какая-то новая ему не ведомая власть и жизнь. Не довольные политикой большевиков в аграрном и продовольственных вопросах, крестьянство также стало первоначально связывать свои надежды с Учредительным собранием. Но в конце 1918 года компартия скорректировала свою политику в деревне, провозгласив курс на союз с середняком. Это позволило немного стабилизировать положение в тылу красных и добиться успехов на фронтах. Но..на долго ли крестьяне жили в иллюзиях? В 1919 году были введены продовольственная разверстка и трудовая повинность. И опять удар по крестьянству!
Во времена гражданской войны особенно досталось жителям Суксуна, Ключей и Брёхово, Торговища и Сыры. Из них очень многие уходили в белую армию. Крестьянам черноземных деревень с хорошими урожаями и своими крепкими хозяйствами было что терять, отсюда у многих возникало естественное нежелание менять старый уклад жизни на новый. По данным участника гражданской войны Хлызова Павла Онисифоровича, из Суксуна около 500 человек ушли на фронт добровольцами, по остальным населенным пунктам-800 человек. Власть в районе неоднократно менялась и переходила из рук в руки. Как беспощадно расправлялись со своими жертвами красные, так же беспощадно вели себя и белые.
Поэтому из этих сел много молодежи было мобилизовано на борьбу с красными частями, а в последствии многие добровольцами ушли в белую армию Колчака. Можно, к примеру, назвать поименно лучших молодцов села Ключи, втянутых в кровавую бойню:
Минин Григорий Иванович, Кузнецов Григорий Иванович, Минин Павел Иванович, Минин Степан Иванович, Тимилов Никита Максимович, Домрачеев Павел Фролович, Домрачеев Михаил Михайлович, Мартюшев Константин Степанович, Залесов Никифор Васильевич, Прибытков Яков Осипович, Сюзев Василий Яковлевич, Злыгостев Кирсан Александрович, Изгагин Иван Иванович, Чирков Василий Иванович, Мельников Андрей Михайлович, Конев Петр Иванович, Меньшиков Сергей Михайлович, Платыгин Александр Максимович, и другие. Многие погибли. А многие эмигрировали на чужбину.
Уроженец Суксуна Кронид Шастин, белогвардеец, жил в Китае.

Трагическая судьба была у двух братьев Безденежных из д. Шахарово. Они добровольцами сражались на стороне белых. Рядовой Иркутского полка Петр Емельянович Безденежных погиб в бою в сентябре 1918 года. Брат его, Иван Емельянович до революции жил хорошо, имел все сельхозмашины, 7 рент земли, скот. В годы раскулачивания родителей братьев выселили, имущество отобрали. Иван Емельянович тоже воевал в белой армии, но остался жив и отступил с колчаковцами в Китай. Там он жил до 1922 года. Не выдержал и выехал на родину. В 1937 году он был арестован НКВД как японский шпион и расстрелян.
36 лет прожил в Китае житель д. Шахарово Безденежных Алексей Максимович. Ему посчастливилось увидеть родную деревню вновь и прожить в ней до конца своих дней. Он вернулся на родину лишь после смерти Сталина. Поэтому репрессии его не коснулись.
Более 30 лет на чужбине прожил и Максимов Александр Федорович-уроженец завода Суксун. Ему тоже повезло - он вернулся с семьей в Суксун. Хотя возвращение в неизвестность было для многих опасным. Хотя и Сталин был уже мертв. Но…не сразу бывшие изгнанники попадали в заветные родные места. Им приходилось «искупить вину» и поработать вначале на освоение целинных земель в Сибири и Казахстане.
Максимов А.Ф. (слева) с женой и супруги Якубицкие в Китае.
Китай стал для многих наших земляков второй родиной. Не все вернулись….Среди бывших эмигрантов в Китае жили Черепанов И.Ф., уроженец д. Осинцево, Чусов Г.М., уроженец с. Сыра, Рябухин С.Х., Турышев В.В., Семков В.А., Осолихин М.В. Ярин Д.Ф., Минин Ф.О., Сюзев А.И….. А сколько их еще было и погибло и умерло в эмиграции?
В городе Харбине на кладбище когда-то была могила уроженца Суксуна Тюрикова Дмитрия Федорвоича. 

Тюриков А.Ф.

Он добровольцем воевал на стороне белых и ушел в эмиграцию. В Харбине он служил регентом в одной из русских церквей. Но трагическая гибель рано оборвала его молодую жизнь. В 50- годах русских в Китае стали притеснять. Поэтому многие вновь эмигрировали в Сан-Франциско, Аргентину, и т.д.
А этого памятника Тюрикову А.Ф. на харбинском кладбище нет, как нет и других памятников нашим землякам и другим русским, безвременно умершим на чужой земле. Надгробными плитами русских эмигрантов выстлана мостовая у реки Сунгари. А не так давно в Китае умер последний эмигрант из России, что была ими на веки потеряна.
Еще пройдет несколько лет и мы отметим 100- летие Гражданской войны...Да…Не было в этой войне победителей. Россия проиграла. Жуткие людские потери доходили от восьми до двадцати пяти миллионов человек. Война принесла стране разруху и главное-раскол общества на «своих» и «чужих». Раскол до сих пор не изжитый.


Наталья Токарева.






Комментариев нет:

Отправить комментарий

  НАХОДКА! Сколько раз я уже многим говорила: не выбрасывайте ничего из дома. Это память предков. Даже если и нет наследников, не выбрасывай...