понедельник, 14 марта 2016 г.

ВЕНОК ЦАРЮ-ОСВОБОДИТЕЛЮ.


1-го марта-13 1881 года (по новому стилю) был жестоко убит Российский царь - освободитель Александр II . Вспомнив об этом, я нашла у себя в шкафу старую изданную еще до революции книжечку, о которой хочу рассказать. А называется она

«ВЕНОК ЦАРЮ-ВЕЛИКОМУЧЕНИКУ, БЕССМЕРТНОМУ ОСВОБОДИТЕЛЮ русских крестьян и славянских народов, ХРИСТОЛЮБИВОМУ ВСЕРОССИЙСКОМУ ГОСУДАРЮ АЛЕКСАНДРУ II БЛАГОСЛОВЕННОМУ, ВЕЛИЧАЙШЕМУ из Монархов всего мира и НЕЗАБВЕННОМУ ДРУГУ человечества». 

Автором этих стихов является некий крестьянин Гордей Швецов! Что же это за книжечка?

Вопрос о создании, целях и качестве «литературы для народа», впервые поставленный еще в царствование Александра I, активно обсуждался российской общественностью в начале 1860-х годов в связи с крестьянской реформой.
В 1878 году государь наследник Александр Александрович возглавил «Особое совещание» по вопросу издания «дешевых книг для чтения народа с целью ограждения его от злонамеренной пропаганды» социалистов. «Народные книги» призваны были способствовать «укреплению в народе религиозных и верноподданнических чувств» и «поднятию нравственности».
Издавать эти книги полагалось под высшим надзором министров внутренних дел, народного просвещения и шефа жандармов, «при участии лиц, вполне знающих быт и объем понятий народа и хорошо владеющих народным языком».
Главной «новинкой» правительственного проекта «народной литературы» стало использование в пропагандистских целях «народных» авторов — прежде всего выходцев из крестьянского сословия, облагодетельствованного императором-освободителем.
Одним из первых экспериментов в этом роде стала вышедшая в 1880 году, по прямому распоряжению министра внутренних дел Л.С. Макова, брошюра крестьянина Ивана Савченкова «Святость царского имени» — манифест «народного монархизма».
1 марта 1881 года вызвало к жизни множество патриотических брошюр, написанных «добрыми крестьянами». Кульминационным событием в истории правительственного проекта «народного автора» стал выход сборника политических стихотворений “поэта-простолюдина” Гордея Михайловича Швецова «Венок Царю-Освободителю».

Полное название этой книжки, вышедшей в канун первой годовщины со дня смерти императора, — «ВЕНОК ЦАРЮ-ВЕЛИКОМУЧЕНИКУ, БЕССМЕРТНОМУ ОСВОБОДИТЕЛЮ русских крестьян и славянских народов, ХРИСТОЛЮБИВОМУ ВСЕРОССИЙСКОМУ ГОСУДАРЮ АЛЕКСАНДРУ II БЛАГОСЛОВЕННОМУ, ВЕЛИЧАЙШЕМУ из Монархов всего мира и НЕЗАБВЕННОМУ ДРУГУ человечества. Стихотворения простолюдина Г.М. Швецова».
Эпиграф к брошюре, вынесенный на ее обложку, заимствован из Евангелия от Матфея — «воздадите Кесарево Кесареви» (22: 21). Книга адресовалась автором сразу всем «православным русским людям».
Первое издание «Венка...» было отпечатано Швецовым, если верить указанию автора, на собственные средства «при некотором пособии» покровителей и друзей и включало 12 стихотворений, посвященных славным деяниям погибшего государя, а также поруганию его убийц и их духовных покровителей — «врагов Царя, зверей паршивых».
Две тысячи экземпляров разошлись (точнее, были распространены) в течение месяца, и вскоре в свет вышло второе издание, дополненное двумя стихотворениями и украшенное рисунками, выполненными русскими художниками. За один год «Венок…», постоянно пополняясь новой продукцией автора, выдержал пять изданий общим тиражом в 40 тыс. экземпляров. 10 тыс. экземпляров «Венка», отпечатанных по благословению и на средства митрополита Киевского и Галичского Платона (недавно возведенного в этот сан новым царем), были бесплатно розданы накануне коронации 15 мая 1883 года. Всего же книжка насчитывает 8 изданий (последнее вышло в 1884 году).
В новых изданиях «Венка...», (экземпляр 1884 года которого хранится у меня) как неизменно указывалось на обложке, приняли материальное участие, помимо митрополита Платона, граф С.А. Строганов, семье которого до отмены крепостного права принадлежал, по собственному признанию, автор; московский «помещик-капиталист» И.К. Дараган; староста временной часовни на месте умерщвления царя-освободителя петербургский купец Л.Ф. Милицын (в конторе которого, как мы полагаем, служил Швецов) и бывший крепостной крестьянин Пермской губернии А.А. Лядов. Приведенный автором список субсидиантов призван был продемонстрировать всенародную поддержку «Венка…» — иерарх церкви, русский аристократ, помещик, купец, крестьянин. (Примечательно, что в этом списке не было представителя интеллигенции).
Свою книжку Швецов представляет как народное приношение убиенному освободителю крестьянства:
Пришел я утром на голгофу,
Где Царь-Отец за нас страдал,
Чтоб в жертву горестныя строфы —
«Венок» — положить на алтарь.


Центральная тема «Венка…» — народная скорбь по государю и изобличение подпольных и “надпольных”, как выражается Швецов, врагов России, в числе которых названы отечественные либералы и западные министры еврейского происхождения. Этот на первый взгляд искренний труд вызвал много полемики и критики в печати и споров. Но не буду об этом! Это уже другая тема. Главное-книжечка сохранилась! И стихи Гордея Швецова можно прочесть даже сейчас!
В 1880-е годы он начинает выступать под литературной маской “дяди Гордея” — природного русака, любящего власти и режущего правду-матку разного рода отщепенцам и пройдохам.
Дожил дядя Гордей (проживающий на тот период времени в г. Екатеринбурге) и до учреждения Государственной Думы 1906 года и так же в числе многих торжественных приветствий он написал для народных избранников наказы. 

Последним назидательным намёком русским министрам был скромный пример поэта-баснописца, показывающий, что пользу людям следует приносить, не покладая рук, всеми своими способностями.
Издав много сочинений, «дядя Гордей», в итоге, остался народу не известен. А его труды теперь наверное, пылятся на библиотечных полках.

Наталья Токарева.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  НАХОДКА! Сколько раз я уже многим говорила: не выбрасывайте ничего из дома. Это память предков. Даже если и нет наследников, не выбрасывай...